28 Ноя 2016

Семь ступеней спикера

Как подготовить “внутреннего” спикера вашей компании для записи учебного видео: 7 ступеней вверх

Компании всё чаще и чаще сталкиваются с необходимостью быстро подготовить своего спикера (представителя) к записи корпоративного видео: это может быть как обучающий ролик для партнёров, поставщиков, дилеров, дистрибьюторов или собственных сотрудников (так называемый МООК), так и рекламно-информационное “корпоративное кино”. В нём лицо компании или ключевой руководитель должен сказать нужные и важные слова, чтобы мотивировать адресата. Прежде чем это происходит, компании предстоит решить нелёгкую задачу: как подготовить “внутреннего” спикера к записи? Наверное — думает она — следует заплатить пару миллионов рублей за курс публичного политика. Не выбрасывайте свои деньги! — говорит Finjecto и предлагает лестницу из семи ступеней, легко преодолев которую ваш спикер будет готов предстать перед виртуальной аудиторией.

Ступень #1.

Сразу и без сожаления отделите бизнес-формат от режима “телеинтервью”. Первый служит для развития бизнеса, второй — для тщеславия: и давайте скажем об этом себе честно с самого начала. И если ваш спикер (возможно, это и есть Вы) “имеет богатый опыт участия в телепередачах”, сожмите волю в кулак и забудьте об этом. Это не по части бизнеса, а по части тщеславия. Телевидение вещает в эфир — то есть в никуда. Возникающие вопросы, вроде “а как же?” и “ну почему?”, давайте поставим на паузу и постараемся ответить на них позже. Пока же — настройтесь на то, что к записи бизнес-ролика надо готовиться. Это несложно, но требует концентрации и фокусировки.

st1

Ступень #2

Отделили? Отлично! Теперь идём дальше: определяем цель. Если вам нужно, чтобы ваш спикер (Вы, ваш шеф, ваш специалист или даже наёмный эксперт) наговорил на камеру полезный и содержательный контент, нужно чётко определить цель. Это не красивые слова, а, как говорил вождь мировой революции В.Ленин, “сугубая задача”. Вы чего конкретно хотите получить? Конкретно: “чтобы региональные менеджеры по продажам научились продавать мою продукцию”. Неконкретно: “чтобы о деятельности нашей компании узнали…”. Второе — это самообман. “Слова-одеяла”, как писал поэт. Цель надо сформулировать честно и чётко, хотя бы себе самому. “Я хочу это впарить вот этим чувакам”, — брутально, зато очень сфокусированно, и вполне подойдёт для записи корпоративного ролика.

st2

Ступень #3

Теперь определите целевую аудиторию. Если какой-нибудь советчик -”консультант” будет вас пламенно уверять, что аудитория должна быть “широкая” и “массовая”, вежливо укажите ему на дверь и не провожайте. В современной парадигме если вы таргетируетесь на “массовую” аудиторию, значит вы бьёте в молоко — в никуда. “Дисперсия” (“распыление”) целевой аудитории — нормальное состояние конкурентной среды. Найдите свою узкую нишу и не бойтесь этого. Если вы хотите донести ваши идеи до инвесторов — говорите с ними так, как будто перед вами персонифицированный инвестор. Если до сейлсов — представьте себе сейлса и говорите только с ним. Чем больше вы фокусируетесь — тем (как ни странно) бóльшая аудитория вас услышит.

st3

Ступень #4

Эта ступень в каком-то смысле вами уже пройдена. Ещё раз представьте типичного представителя целевой аудитории. Скажем, регионального сейлса [компании-дилера], который предлагает вашу продукцию конечному потребителю. Как зовут этого парня / эту девушку? Сергей? Анастасия? Обратитесь лично к нему / к ней, не употребляя имени. Не бойтесь, что остальные 140 млн. россиян не поймут вас / вашего спикера — это нормально: им это просто не надо. А надо десяти, пятидесяти, двумстам менеджерам. Они и приносят вам прибыль.

st4

Ступень #5

Теперь же — время эпистолярного жанра. Самое трудоёмкое. Зато после этого — самое трудное будет пройдено. Вам нужно составить письменный (печатный, электронный, цифровой — как больше нравится) синопсис. Другими словами, это подробный план-конспект выступления. По пунктам с порядковыми номерами. Не забудьте “вступление”, в котором чётко изложите, зачем вашей целевой аудитории слушать вашего спикера дальше. В конце не забудьте “итог”, в котором еще раз проговорите краткое содержание всей видеозаписи. Выделите в нём самое главное. Серединные пункты должны быть похожи на инструкцию или руководство к действию. Всегда пользуйтесь алгоритмом “первое-второе-третье”, или “делай раз — делай два — делай три”. Не забудьте сказать о рисках и о том, “как делать не надо”. Помните: вы — учитель, а не телезвезда. И это очень важно для слушателя.

st5

Ступень #6

Эта ступень сугубо техническая. Распечатайте на принтере текст синопсиса (см. Ступень #5) крупным шрифтом. У вашего спикера синопсис должен лежать перед глазами: на коленях, на подставленном рядом стуле или же на специальном оборудовании (вдруг в вашей компании есть пюпитр?). Объясните спикеру (или себе самому), что текст учить наизусть не надо. Можно подглядывать достаточно свободно, так как современные средства цифрового монтажа, доступные каждому на ноутбуке, позволяют выкидывать из финальной версии всю “грязь”. А если вам кто-то сказал, что это невозможно и что надо всё отговорить подряд не дыша, значит вы попали на телевидение, поэтому см. Ступень #1.

st6

Ступень #7

Там же вам дадут восхитительные советы вроде “уберите барьер между собой и камерой, расслабьтесь” (для сведения: публичные политики добиваются этого адским трудом даже не годами — десятилетиями). Это — “консультация”: агрегатное состояние бездельника. Так что если ваш спикер совсем не может заставить себя говорить перед камерой, сделайте следующее. Возьмите планшетник, установите на нём бесплатную программу “TV prompter” (их в Интернете море), закачайте в неё текст выступления. Потом поставьте камеру на некотором расстоянии от спикера (мин. 4-5 метров), сделайте шрифт на планшетнике покрупнее (чтобы глаза спикера не “бегали”), поставьте планшетник над камерой. Пусть читает: в этом нет ничего ужасного. Еще немного — и ваш ролик записан.

st7

Ну а если вам надо отточить мастерство и выполнить весь цикл создания корпоративного ролика, приходите к нам: мы будем рады вас видеть!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *